Образование — Альянс в сфере искусственного интеллекта

Если вы заинтересованы в сотрудничестве и готовы вкладывать усилия в развитие ИИ в России, напишите нам на
info@a-ai.ru

Развитие компетенций специалистов в области искусственного интеллекта является ключевым направлением в работе Альянса.
Наша цель — помогать молодым талантам расти и профессионально развиваться уже во время обучения в вузе.

Впервые крупные компании и передовые вузы объединили усилия
для масштабного анализа подготовки специалистов к работе в сфере искусственного интеллекта.

Комплексный подход Альянса к этой задаче позволяет сократить дистанцию между академической программой и актуальными бизнес-задачами, а также решить проблему нехватки специалистов в сфере высоких технологий на российском рынке труда.

Мы оказываем поддержку в развитии академических программ и подготовке преподавателей вузов. Рассказываем о потребностях рынка труда сегодня и перспективных трендах, делимся передовыми знаниями о технологиях искусственного интеллекта, организуем стажировки студентов в лучших российских компаниях с возможностью участия в реальных инновационных проектах.

Показать больше
Скрыть
  • Базовая модель профессий и компетенций 2021

    Мы разработали матрицу компетенций, чтобы преподаватели и студенты имели четкое представление о том, какие навыки и умения, и в каком объеме, необходимо освоить для профессионального роста в области искусственного интеллекта.

    Подробнее
  • Семейство специальностей

    Мы знаем, как создавать эффективные команды для разработки технологических решений, и обобщили необходимые требования к участникам в семейство специальностей.

    Подробнее
  • Тепловая карта вузов 2020

    Мы понимаем, какие компетенции необходимы для решения бизнес-задач, и провели анализ более 600 образовательных программ вузов, чтобы оценить их соответствие потребностям бизнеса.

    Подробнее
  • Профессионально-общественная аккредитация

    Мы накопили опыт и экспертизу, которые позволяют нам проводить аккредитацию образовательных программ вузов по направлению ИИ, и помогать вузам выстраивать образовательные программы по ИИ в соответствии с запросом бизнеса.

    Подробнее
  • Преподавателям

    Ускоренная трансформация технологических процессов и бизнес-процессов требуют постоянного обновления знаний и освоения новых компетенций. Мы разрабатываем современные программы обучения для повышения квалификации преподавателей и специалистов.

    Подробнее
  • Студентам

    Мы ценим практический опыт, поэтому предоставляем возможность практики и стажировки в ведущих российских компаниях для участия в реальных процессах создания инновационных продуктов и решений.

    Подробнее

Новости

Подведены итоги четвертого сезона олимпиады «Я – профессионал»
Организаторы объявили об итогах олимпиады «Я – профессионал». Дипломантами состязаний стали более 3800 студентов из 70 российских регионов.
25.05.2021
Читать дальше
Завершился форум по математике и искусственному интеллекту в МФТИ
16 апреля завершился образовательный форум олимпиады «Я — профессионал» по математике и искусственному интеллекту в МФТИ. Мероприятие проходило при поддержке Альянса в сфере искусственного интеллекта.
16.04.2021
Читать дальше
Подведены итоги четвертого сезона олимпиады «Я – профессионал»

25 мая в Москве организаторы объявили об итогах олимпиады «Я – профессионал». Дипломантами состязаний стали более 3800 студентов из 70 российских регионов. Все результаты участников уже опубликованы в их личных кабинетах на официальном сайте проекта. «Я – профессионал» – один из флагманских проектов президентской платформы «Россия – страна возможностей». Олимпиада реализуется при поддержке Министерства науки и высшего образования РФ. Пресс-конференция прошла на площадке Международного мультимедийного пресс-центра медиагруппы «Россия сегодня» и была посвящена завершению очередного сезона олимпиады. Участие в ней приняли Первый заместитель Руководителя Администрации Президента РФ Сергей Кириенко, руководитель олимпиады «Я – профессионал» Валерия Касамара, генеральный директор АНО «Россия – страна возможностей» Алексей Комиссаров и другие спикеры. Первый заместитель Руководителя Администрации Президента Российской Федерации Сергей Кириенко рассказал о том, как прошел четвертый сезон олимпиады: «Я хочу поприветствовать всех тех студентов, кто не побоялся рискнуть, кто нашел для этого свободное время. Понятно, что со временем всегда сложно. Наверное, это самый дефицитный ресурс. И это тоже решение – найти время, инвестировать его в повышение своих профессиональных компетенций, инвестировать его в открывшееся окно возможностей. Олимпиада «Я – профессионал» такие возможности предоставляет, при этом с каждым годом шире, потому что в этом году уже было 72 направления, 72 специальности, по которым ребята могли соревноваться. Причем, помимо традиционных, появляются такие узкоспециализированные [направления], например, как «Квантовые технологии». Или ответом на большую программу развития туристической отрасли в стране, на мой взгляд, явилось появление отдельного направления «Гостиничное дело». Также Сергей Кириенко отметил направление «Детство как феномен», проверяющее совокупность компетенций, связанных с образованием и воспитанием детей. Это направление отражает тот факт, что безопасность, развитие, воспитание и образование детей является важнейшим приоритетом деятельности государства. Он добавил, что всего на участие в олимпиаде в 2020-2021 учебном году было подано 576 тысяч заявок, при этом 57% регистраций поступили от девушек: «Причем что порадовало: у нас обычно в конкурсах «Россия – страна возможностей» мы всегда особое внимание уделяем тому, чтобы сагитировать принять участие прекрасную половину человечества. У нас, как правило, мужчины активнее женщин. Вот в студенческих олимпиадах это не так, и это здорово». Об итогах соревнований рассказала руководитель олимпиады «Я – профессионал» Валерия Касамара: «В этом году мы провели совершенно нереальный четвертый сезон. Он был необычным абсолютно для всех: участников, вузов, организаторов. Он получился и самым длинным – из-за перехода на онлайн-формат мы продлили период проведения соревнований. Но участники нас поддержали и адаптировались к изменениям. В итоге мы смогли вырасти практически по всем показателям, и сегодня мы поздравляем с победой 3881 дипломанта четвертого сезона олимпиады». Она отметила, что в числе дипломантов 142 золотых, 186 серебряных и 232 бронзовых медалиста, 1205 победителей и 2116 призеров. Они представляют 348 вузов и 70 российских регионов. Генеральный директор АНО «Россия – страна возможностей» Алексей Комиссаров поделился результатами опроса, проведенного среди участников четвертого сезона проекта. «Опрос показал, что 46% респондентов интересна не только олимпиада, но и другие конкурсы платформы «Россия – страна возможностей». Из всего перечня особенно часто упоминались проекты, связанные с развитием карьеры – 20%. Мы будем рады видеть ребят на наших конкурсах. Прямо сейчас можно подать заявку на наш студенческий проект «Твой ход», конкурсы «Цифровой прорыв» и «Моя страна – моя Россия», а летом ещё и поехать на образовательные форумы «Я – профи». 10 уже прошли, но впереди еще 9. Так что самое время подать заявки». Президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин анонсировал ряд грядущих карьерных мероприятий для дипломантов олимпиады: «7 июня откроется карьерный портал, где дипломанты смогут выбрать профильную стажировку. На начало лета около 200 работодателей планируют разместить свои вакансии на портале, а в сумме переговоры о стажировках ведутся более чем с четырьмя сотнями компаний. Также в 2021 году карьерный портал будет открыт не только для дипломантов четвертого сезона, но и для студентов, которые заняли призовые места в прошлом году. В силу эпидемиологической обстановки в 2020 число стажировок, доступных для начинающих специалистов, снизилось. Поэтому мы решили предоставить студентам дополнительную возможность продемонстрировать свой профессиональный уровень и зарекомендовать себя перед работодателями». В 2020–2021 году организаторами олимпиады выступили 28 ведущих российских вузов, в том числе НИУ ВШЭ. Высшая школа экономики стала вузом-организатором сразу девяти соревновательных направлений. «Мы видим серьезный рост заинтересованности студентов региональных университетов, а это та цель, ради которой и была придумана олимпиада «Я – профессионал». Этот факт подтверждают рост числа участников из небольших региональных вузов и ротация вузов в олимпийском зачете и рейтинге по учету дипломантов: 96 вузов с дипломантами и 49 вузов с медалистами, которые в прошлом году таковых не имели. Высокие достижения студентов являются зримым доказательством качества работы региональных вузов. Пусть самые сильные молодые люди традиционно уезжают в Москву и Санкт-Петербург, но и менее подготовленные в школе студенты могут конкурировать с ними на равных, при условии, что университет обеспечивает высокое качество работы. – отметил ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов. Он также рассказал о результатах традиционных московских вузов-лидеров олимпиады. – Хочу отметить, что в этом году два традиционных лидера МГУ и Вышка поменялись местами. У нас 1-е место по «золоту», а по общему количеству медалей победил МГУ. В прошлом году все было с точностью до наоборот». «Уже четыре года Яндекс выступает техническим партнёром олимпиады «Я – профессионал». За это время мы не просто наблюдали, но и активно работали над развитием проекта. В этом сезоне впервые все этапы олимпиады прошли в онлайн-формате. Это нашло поддержку у многих участников – они смогли соревноваться дистанционно и в комфортных для себя условиях, зачастую домашних. Вероятно, именно поэтому явка студентов на заключительном этапе выросла на 6% по сравнению с прошлым годом», – рассказала генеральный директор компании «Яндекс» в России Елена Бунина. Также к конференции по видеоконференцсвязи подключились дипломаты олимпиады из разных городов России. Они рассказали о своих историях успеха и о том, какую роль проект «Я – профессионал» сыграл в их обучении и карьере. Григорий Кривилев, студент магистратуры РГУ нефти и газа имени И. М. Губкина, успешно участвует в олимпиаде третий год подряд. В этот раз он стал бронзовым медалистом по своему профильному направлению «Нефтегазовое дело». Во втором и третьем сезонах Григорий также становился дипломантом состязаний. Благодаря этим достижениям в 2020–2021 учебном году он смог получить грант Президента Российской Федерации. Елена Анкудинова тоже опытный участник олимпиады. Девушка учится в магистратуре ДВФУ и в будущем планирует развивать сферу делового туризма во Владивостоке. Во втором сезоне она стала победителем по направлению «Управление персоналом». В третьем сезоне на олимпиаде появилось профильное направление Елены – «Туризм». Девушка смогла выиграть бронзовую медаль по этой дисциплине и вновь стать победителем по «Управлению персоналом». В четвертом сезоне студентка повторила свой успех и снова стала бронзовой медалисткой «Я – профи» по направлению «Туризм». Софья Нагина, студентка 6-го курса медико-профилактического факультета РязГМУ им. академика И. П. Павлова, в этом году стала серебряной медалисткой олимпиады по направлению «Медико-профилактическое дело». В прошлом году она также участвовала в состязаниях, но не смогла занять призовое место, однако попала на зимнюю медицинскую школу Сеченовского Университета для участников олимпиады. Этот опыт замотивировал Софью основательно подготовиться и снова попробовать свои силы на олимпиаде. После получения диплома медалистка настроена продолжить обучение в ординатуре. Параллельно с учебой Софья планирует начать работать и применить свои знания на практике в составе санитарной службы. Олимпиада «Я – профессионал» реализуется в рамках федерального проекта «Социальные лифты для каждого» национального проекта «Образование».

25.05.2021
<
Завершился форум по математике и искусственному интеллекту в МФТИ

16 апреля состоялось торжественное закрытие образовательного форума олимпиады «Я — профессионал» по математике и искусственному интеллекту в МФТИ. Мероприятие проходило при поддержке Альянса в сфере искусственного интеллекта, центра развития искусственного интеллекта в России, в который входят «Сбер», «Газпром нефть», «Яндекс», Mail.ru Group, МТС и РФПИ. В течение дня прошли лекции от партнеров форума: перед участниками выступили руководители подразделений Центра разработки и монетизации данных «Газпром нефти» Анджей Аршавский и Алексей Шпильман, начальник управления аналитики данных X5 Retail Group Евгений Макаров и вице-президент DataArt Василий Малинов. Вечером состоялась церемония награждения участников форума и победителей хакатона по искусственному интеллекту, который прошел 14–15 апреля. С поздравлением выступил руководитель проекта «Высшее образование» Альянса в сфере искусственного интеллекта Александр Соловьёв: «Поздравляю вас всех с праздником завершения этого сложного творческого процесса, стартовавшего в октябре 2020 года! Вы прошли все этапы олимпиады, стали участниками форума, а впереди у нас подведение итогов и открытые каждому из вас перспективы будущего образования и карьеры. Отдельно обращаю внимание: в этом сезоне в олимпиаде “Я — профессионал” широко использовались технологические решения и разработки компаний-участников альянса. Олимпиада проходила на платформе “Яндекс.Контест”, а в ходе форума активно использовались онлайн-платформы “Яндекс.Датасфера” и Cups.Mail.Ru. Мы участвовали в подготовке задач для хакатона форума и направления “Искусственный интеллект”, и вы познакомились с сотрудниками компаний альянса на лекциях форума». Александр Соловьёв отметил, что перед участниками олимпиады открыты возможности стажировок в компаниях альянса — это «Газпром-Нефть», «Яндекс», Mail.ru, «Сбер» и МТС. Планируется, что в июне 2021 года начнет работать портал стажировок и вакансий «Я — профессионал».

16.04.2021
МФТИ
<

Базовая модель профессий и компетенций

Мы систематизировали компетенции, чтобы вузы и студенты имели чёткое понимание, какие навыки и в каком объёме необходимо освоить для соответствующих профессий.

В результате мы получили 36 ключевых компетенций, которые условно можно разделить на 3 категории:

  • Теория искусственного интеллекта и BigData
  • Математическое моделирование, машинное обучение и оптимизация
  • Работы с данными

 

БАЗОВАЯ МОДЕЛЬ ПРОФЕССИЙ И КОМПЕТЕНЦИЙ 2021

Увеличить

Семейство специальностей

Выделив ключевые направления деятельности в сфере Data Science, мы сформировали семейство из шести специальностей в области искусственного интеллекта: аналитик данных (Data Scientist), инженер данных (Data Engineer), технический аналитик (TADS), архитектор данных (Data Architect), архитектор в области искусственного интеллекта (AI Architect), менеджер проектов в области искусственного интеллекта (AI PM).

Для них мы определили требуемый уровень владения каждой из 36 компетенций по трехбалльной шкале. Фактически мы подготовили «техническое задание» для вузов на подготовку выпускников в области искусственного интеллекта.

СЕМЕЙСТВО СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

  • Data Scientist

    Аналитик данных

  • Data Engineer

    Инженер данных

  • Technical Analyst Data Science

    Технический аналитик

  • Data Architect

    Архитектор данных

  • AI Architect

    Архитектор в области ИИ

  • AI Project Manager

    Менеджер проектов в области ИИ

НОВАЯ ПРОФЕССИЯ — Technical Analyst Data Science

Роль Technical Analyst Data Science

  • Описание инициатив (оформление их в виде карточек инициатив)

  • Преобразование бизнес-требований в ТЗ

  • Математическая постановка задачи

  • Взаимодействие с бизнесом и командой Data Science для обеспечения полноты и корректности передачи информации

  • Углубленный бизнес-анализ и изучение задачи/предметной области

  • Экспертное сопровождение работы группы Data Science по предметной области

  • Приемка результатов работ. Критерии приемки, планирование испытаний

  • Тиражирование и формирование запроса на развитие разработанного решения

РОЛЕВАЯ МОДЕЛЬ КОМАНДЫ РАЗРАБОТКИ РЕШЕНИЙ DATA SCIENCE

Увеличить

Тепловая карта вузов

Мы провели исследование более 600 образовательных программ в 86 вузах страны. Проведенный анализ показал, что сфера образования не готова быстро адаптировать программы к запросу рынка (по оценкам Альянса, ежегодно компаниям не хватает порядка 4 тысяч молодых специалистов). Поэтому актуальной задачей будет выделение вузов-лидеров, которые смогут своевременно решать задачи подготовки квалифицированных кадров в сфере искусственного интеллекта.

Собранная в ходе исследования информация станет основой для создания профессиональных стандартов и рекомендаций вузам по направлениям развития программ в этой сфере.

ТЕПЛОВАЯ КАРТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ВУЗОВ 2020

Увеличить

Наибольшая

Наименьшая

Эксперты Альянса проводят аккредитацию программ по направлению искусственного интеллекта

В феврале 2021 года Альянс получил от Министерства науки и высшего образования Российской Федерации право на проведение профессионально-общественной аккредитации (ПОА) программ высшего образования и дополнительных профессиональных программ.

Основой для проведения ПОА являются Базовая модель профессий и компетенций Альянса в сфере ИИ и методология анализа программ высшего образования на соответствие модели.
Для реализации аккредитации создана экспертная комиссия, определены ключевые показатели результатов, а также сформирована нормативно-методическая база.

Эти инструменты позволяют Альянсу действенно помогать учебным заведениям повышать уровень подготовки выпускников для работы в сфере искусственного интеллекта.

Документы

Экспертная комиссия

Илья Дементьев

Председатель экспертной комиссии

Александр Крайнов

Яндекс

Анна Степанова

VK

Андрей Очеретный

Сбер

Матвей Алексеев

Газпром нефть

Деятельность

Ускоренная трансформация технологических процессов и бизнес-процессов требует постоянного обновления знаний и освоения новых компетенций

Курс состоит из трех частей:

  • методической
  • научной
  • индустриальной

Продолжительность каждой части составляет 

36 ак.ч.

Мы разрабатываем современные программы обучения для повышения квалификации преподавателей и специалистов в области ИИ.

Курс состоит из методической, научной и индустриальной частей, продолжительностью 36 академических часов каждая. Все части обучения ориентированы на практические результаты, которые преподаватель сразу может использовать для подготовки занятий со студентами.

Курсы повышения квалификации ориентированы на преподавателей, которые уже ведут дисциплины, связанные с искусственным интеллектом, или дисциплины по смежным тематикам.
Проходить курс повышения квалификации можно удалённо, все материалы размещены на онлайн-площадке Высшей школы экономики.

Методическая часть

В этой части слушатели знакомятся с особенностями реализации дисциплины и получают поддержку в подготовке материалов для практических занятий.

По итогам участники курса овладевают знаниями об используемых материалах и ресурсах, аспектах предмета, требующих особого внимания, а также возможных проблемах студентов при изучении различных тем и способах решения этих проблем.

Методическая часть состоит из вебинара и изучения ресурсов, необходимых для подготовки практических заданий. Одним из таких ресурсов является Конструктор учебных дисциплин — с помощью этого сервиса преподаватели могут скомпоновать материалы для практических заданий для студентов.

Научная часть

Для профессионального развития преподавателям необходимо постоянно расширять знания о последних научных достижениях в своей сфере.

Это необходимо и для собственной научной деятельности, и для руководства курсовыми, выпускными квалификационными работами и проектами студентов.

Научная часть курса нацелена на расширение кругозора слушателя в научных вопросах, связанных с искусственным интеллектом. В зависимости от дисциплины может быть реализован один из двух или оба варианта:
1. Список из 5–10 статей, в которых изложены последние достижения в выбранной тематике. Обзорная лекция или вебинар по материалам выбранных статей.
2. Примеры 10–15 проектных и исследовательских студенческих работ по выбранной тематике. Вебинар на тему организации проектной и исследовательской работы студентов по этим направлениям.
Слушатель подробно изучает предложенные материалы и на их основе может подготовить темы для проектов или исследований для своих студентов.

Индустриальная часть

Эта часть направлена на сокращение дистанции между академической программой и актуальными бизнес-задачами.

Для этого слушатели знакомятся с актуальными требованиями, которые предъявляет к специалистам индустрия в области искусственного интеллекта.

Ведущие эксперты компаний и научных центров проводят для преподавателей вебинары. Они делятся с участниками курса материалами о требованиях бизнеса к выпускникам вузов.

Слушателю предлагается на основе предложенных материалов подготовить примеры, связывающие темы и задачи дисциплины с потребностями индустрии. Эти кейсы могут быть использованы на занятиях со студентами и будут мотивировать на изучение предмета.

Выпускники

«Я — профессионал» — это всероссийская образовательная олимпиада нового формата для студентов различных направлений подготовки

Методология - Alliance

Принять участие в олимпиаде и заявить о себе как о профессионале могут студенты бакалавриата, специалитета и магистратуры. Задания для участников составляют эксперты в области искусственного интеллекта из ведущих российских вузов и крупнейших компаний страны.

Победители получают денежные призы, льготы при поступлении в магистратуру или аспирантуру, а также возможность стажировки в ведущих российских компаниях.

Результаты сезона 2020-2021

>1600 студентов
47 ПРИЗЕРОВ

В мае 2021 года подведены итоги четвёртого сезона олимпиады
«Я — Профессионал».

В этом году в олимпиаде по направлению «Искусственный интеллект» участвовали более 1600 студентов. Призёрами и дипломантами стали 47 бакалавров и магистров из МГУ, МФТИ, ВШЭ, ИТМО, СПбГУ и других вузов страны.

Для участников олимпиады был организован хакатон и образовательный форум по математике и искусственному интеллекту на площадке МФТИ.

Для призёров компании Альянса провели онлайн-встречу «Карьерный марафон», чтобы представить различные проекты и возможные направления работы, помочь с выбором стажировки.

Подать заявку на стажировку
Медиа
video_preview
# # # # # # # # # # #
# # # # # # # # # # # # #